Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я, вероятно, запомню, вовлеки меня, и я пойму. Китайская пословица.

Информация для родителей

Календарный учебный график работы школы на 2022-2023 учебный год 

1.     Календарные периоды, продолжительность учебного  года

 

Начало

учебного года

Окончание учебного года

Продолжительность учебного года

1 классы

01.09.2022г.

30.05.2023г.

33 учебных недели

2-4 классы

01.09.2022г.

30.05.2023г.

34 учебных недели

 

2.     Учебные периоды и их продолжительность

В 1-4 классах 5-тидневная учебная неделя.

1 классы

Учебные периоды

Дата

Продолжительность

Начало

Окончание

Количество учебных недель

Планируемое количество учебных дней

I четверть

01.09.2022

29.10.2022

8 недель 2 дня

42

II четверть

07.11.2022

28.12.2022

7 недель 3 дня

38

III четверть

10.01.2023

04.02.2023

9 недель 1 день

41

13.02.2023

24.03.2023

IV четверть

03.04.2023

30.05.2023

7 недель 4 дня

39

2-4 классы

Учебные периоды

Дата

Продолжительность

Начало

Окончание

Количество учебных недель

Планируемое количество учебных дней

I четверть

01.09.2022

29.10.2022

8 недель 2 дня

42

II четверть

07.11.2022

28.12.2022

7 недель 3 дня

38

III четверть

10.01.2023

24.03.2023

10 недель 1 день

51

IV четверть

03.04.2023

30.05.2023

7 недель 4 дня

39

 

3.     Продолжительность каникул

Каникулярный период

Дата

Продолжительность

Начало

Окончание

Осенние

30.10.2022

06.11.2022

8 дней

Зимние

29.12.2022

09.01.2023

12 дней

Весенние

25.03.2023

02.04.2023

9 дней

Дополнительные каникулы для первоклассников

06.02.2023

12.02.2023

7 дней

За счет каникул

25.02.2023 (суббота)

1 день

Летние

31.05.2022

31.08.2023

93 дня

 

4.     Дополнительные выходные дни,  связанные с государственными праздниками

04 ноября (пятница) - День народного единства

23 февраля (четверг) – День защитника Отечества

08 марта (среда) – Международный женский день

01 мая (понедельник) – День труда

09 мая (вторник) – День Победы

01 января (воскресенье) - Новый год – перенос на 24 февраля (пятница)

 

5.     Сменность занятий

1 - 4 классы обучаются в 1 смену.

 

6.     Сроки проведения промежуточной аттестации

1-4 классы 24.04.2023 –30.05.2023

Промежуточная аттестация проводится по предметам учебного плана без прекращения образовательной деятельности.

График проведения контрольных работ на 2022 -2023 учебный год

1 полугодие

Входные контрольные работы

Предмет

Вид работы

Дата проведения

Класс

Русский язык

3, 4 классы - диктант с грамматическим заданием,

2 класс – контрольное списывание с грамматическим заданием

06.09.22г.

2-4

Математика

Комбинированная контрольная работа

08.09.22г.

2-4

Окружающий мир

Тестовое задание

12.09 -16.09.22г.

 

3-4

Административные контрольные работы за 1-е полугодие

Русский язык

Диктант с грамматическим заданием

13.12.2022 г.

2-4

Математика

Комбинированная контрольная работа

15.12.2022 г.

2-4

Окружающий мир

Тестовое задание

6 – 9.12.2022г.

2 - 4

Проверка техники чтения

С 1.12. 2021 г.

2-4

 

2 полугодие

ВПР, 4 класс

Дата проведения

Класс

Русский язык

апрель, приказ МО

4

Математика

апрель, приказ МО

4

ОМ

апрель, приказ МО

4

Промежуточная аттестация

Русский язык

Диктант (1 кл. – контрольное списывание) с грамматическим заданием

16.05.2023г.

1 – 4

Математика

Комбинированная контрольная работа

18.05.2023г.

1 – 4

Административные контрольные работы за 2-е полугодие

Окружающий мир

Тестовое задание

15.05. – 19.05. 2023г.

2, 3,4

Литературное чтение

Сформированность читательских умений

15.05. – 19.05. 2023г.

2, 3,4

Проверка техники чтения

С 3.05.2023г.

1-4

 

Диагностические мероприятия по оценке сформированности УУД ( 1 - 4 классы) апрель 2023 г.


Памятка родителям первоклассника


*     Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
*     Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
*     Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Режим основан на закономерностях, по которым живет организм. Полноценный сон и питание, прогулки, посильная физическая нагрузка (упражнения, игры, интересная домашняя работа), а также отдых и свободное время. Постарайтесь выделить ребенку в доме его личную территорию – свою комнату или, хотя бы, свой уголок, где он хозяин. Также ребенку необходимо личное время, в которое он может заниматься тем, чем хочется именно ему. Если соблюдать основные моменты режима, то нервная система приобретает способность быстро приспосабливаться к новой обстановке, к новым видам деятельности, не поддаваться утомлению.
*     Никогда не отправляйте ребёнка одновременно в 1 класс и музыкальную школу, какую-то секцию или кружок (лучше это делать за год или во 2 классе). У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
*     Ребенок, который пошел в школу, преисполнится достоинства, если у него появится собственный будильник, который он с вечера сам поставит на определенное время.
*     Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
*     С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
*     Меньше отвечайте за его пребывание в школе и больше - за пребывание дома. Дом теперь приобретает для ребенка гораздо большее значение, чем раньше.
*     Старайтесь не демонстрировать возможностей ребенка перед сверстниками. Важнее, чтобы он почувствовал себя равным другим, хотя бы в первом классе.
*     Попробуйте запомнить имена учителей, одноклассников, их родителей. Иногда это может оказаться важным в самых неожиданных обстоятельствах.
*     Старайтесь не входить в магазины и не делайте побочных дел по дороге в школу. Беседуйте с ребенком, спрашивайте об уроках, которые сегодня предстоят. То есть проявляйте ува­жение к школе как самому важному делу вашего ребенка.
*     Помогайте ребенку поддерживать связь с его дошкольной жизнью. Зайдите вместе с ним в детский сад, чтобы поздо­роваться с воспитателями, рассказать о школе. Дайте пока­чаться на качелях. Загляните в гости к кому-то из соседс­ких детей, с кем ваш ребенок дружил до школы.
*     При занятиях дома необходимо учитывать закономерности работоспособности: дать время собраться, сосредоточиться – 3-5 минут (не торопите ребенка в этот момент, лучше проговорите с ним, что будите сейчас делать), не требовать приготовления всех заданий в один присест. Если видите, что ребенок отвлекается, крутится, подтягивается – дайте ему возможность передохнуть. Начинайте выполнение домашней работы с самого легкого предмета, затем переходите к выполнению самого трудного, а потом все остальное.
*     Важно помнить: то, что сегодня ребенок делает с помощью родителей, завтра он сможет выполнять сам, если делать дело с ним, а не за него.
*     Учите ребенка выражать свои чувства. Когда вы разговариваете с ребенком, в центре ваших высказываний должно быть описание чувств, эмоций, переживаний. Нужно помочь ребенку узнать и понять свои чувства, чтобы он мог самостоятельно оценить их. Умение выразить чувства – условие для того, чтобы держать их под контролем.
*     Хвалите ребенка. Основное поощрение для ребенка – похвала. Когда вы хвалите ребенка, обязательно описывайте последствия и результаты, усилия ребенка. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, сравнивайте только предыдущие достижения. Например: ты сегодня написал прописи намного аккуратнее, чем вчера. Предоставьте ребенку возможность самому найти критерии оценки и оценить свою работу.
*     Дайте школьнику возможность самому оценить последствия своих поступков. Если ребенок совершил какой-то негативный поступок, постарайтесь дать ребенку возможность самому проанализировать последствия своих действий. Когда вы высказываете свое мнение, не оценивайте личность и характер ребенка. Ни в коем случае не давайте никаких диагнозов и прогнозов на будущее.
*     Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Завышенные ожидания родителей являются источником повышенной тревожности и для ребенка и для самих родителей. Попробуйте проанализировать свои требования к ребенку и понять, что для вас важнее: отличные оценки или здоровье и хорошее настроение ребенка, ваши доверительные с ним отношения.
*     И еще очень важно - уважение к миру ребенка. Не загля­дывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.
*     Хорошо бы завести тетрадь для ежедневных записей или рисунков. В этой тетради он сможет описывать каждый свой день (хотя бы одно событие). Благодаря этой возмож­ности появится опыт размышлений о себе и своей жизни.

Памятка для родителей четвероклассника

        Помогайте ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия.
       Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.
     Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность.
           Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание. При подготовке домашнего задания ученику помогут специальные памятки.

На заметку родителям
                Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток.
           Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.
      Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.
      Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.
     Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы.
      Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий.
      Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома.
      Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.


График проектов

Помощь первокласснику

13.02
4В каб. 21 – 23
Николаева С.В.
Шварц Ю.Н.

Соц. опрос

20.02
4В каб. 21 – 23
Николаева С.В.
Шварц Ю.Н.

Планета Земля


19.03
4В каб. 21 – 23
Николаева С.В.
Шварц Ю.Н.

График проведения контрольных работ на 2015 -2016 учебный год
1 полугодие
Входные контрольные работы
Предмет
Вид работы
Дата проведения
Класс
Русский язык
Диктант с грамматическим заданием
8.09.2015 г.
2-4
Математика
Комбинированная контрольная работа
10.09.2015 г.
2-4
Окружающий мир
Тестовое задание
11.09.2015г.
4
Административные контрольные работы за 1-е полугодие
Русский язык
Диктант с грамматическим заданием
15.12.2015 г.
2-4
Математика
Комбинированная контрольная работа
17.12.2015 г.
2-4
Лит.чтение
Работа с текстом
8.12.2015 г.
2,3,4
Окружающий мир
Тестовое задание
По расписанию в декабре
2 - 4
Проверка техники чтения
С 1.12. 2015 г.
2-4
Решение проектных задач
«Если хочешь быть здоров»
5.12.2015 г.
2- 3-и классы
«Здравствуй, Новый год!»
19.12.2015 г.
1-е классы
Выполнение проектов
По отдельному графику
4-е классы

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
МБОУ СОШ г.Пионерского
на 2017/2018 учебный год







Как научить ребёнка слушать?

     Вам приходилось покупать ребенку отлично изданную и хорошо иллюстрированную книгу известного детского классика, которая при более подробном домашнем рассмотрении оказывалась чем-то совершенно другим? Например, за сказку Андерсена, хорошо знакомую с собственного детства, выдается редакторский конспективный пересказ, где вся прямая речь урезана или вообще отсутствует, а эпитеты и описания и вовсе выброшены. Попытаемся высказать предположение, почему это происходит.
     Нельзя отрицать, что за последние 20 лет в нашем русскоязычном культурном пространстве произошли значительные изменения. Многим современным родителям все больше кажется симпатичной идея о возможности получения знаний без труда. Хороша та информация, которая воспринимается без усилий. А знания нужно таким образом преподносить ребенку, чтобы они усваивались легко, почти автоматически.
     Возможно именно поэтому сейчас в детских книжках - огромная на всю страницу картинка, а под ней одно единственное предложение из безбожно урезанного классика. Ребенку не нужно напрягать воображение, чтобы представить себе Красную шапочку, он вынужден принимать готовый образ. Центр тяжести в воспитании сместился со слухового на зрительное восприятие. Но то, что легко дается, легко и теряется.
     Так же точно теперь относятся к аудиозаписям - как к устаревшему по сравнению с видеокассетами носителю. Но психологи и логопеды замечают, что много видео вредно для детей, в особенности для детей с низкой способностью сосредоточения, слабым вниманием, для возбудимых и агрессивных детей. Попытки создания телешкол, образовательных программ на телевидении показали, что эти программы малорезультативны. В основном процесс обучения осуществляется классическими древними методами.
     Есть единственный способ научить ребенка слушать (воспринимать информацию на слух), научить тому, чем он будет занят по крайней мере еще 10 лет в школе:
     - Ребенку дошкольного возраста нужно много читать (но не комиксы с минимумом текста).
     - Другой способ (более легкий для родителей, но не отменяющий родительского чтения ) - аудио кассеты.
     Важно обращать внимание на то, что именно озвучено. Желательно, чтобы в детской домашней коллекции преобладала классика. Не менее важно какие именно актеры и в какой студии озвучивали текст.
     Видимо лучшими были и пока остаются записи с грампластинок и радио спектаклей, сделанных еще в советские времена. Трудно себе представить, чтобы сейчас в таком малоприбыльном предприятии как 40 минутная детская аудиопьеса удалось задействовать сразу несколько лучших отечественных актеров. (А например только в сказке Андерсена "Новое платье короля" Апрелевского завода грампластинок их пятеро: Н.Литвинов, Р.Плятт, Е.Вестник, О.Табаков, Г.Вицин).
     - Если ребенку тяжело слушать,он быстро устает и отвлекается, для начала лучше брать записи, где текст перемежается музыкой, песнями, чтобы малыш мог отдохнуть, подвигаться.
     Развитие речи, грамотности, воображения напрямую зависит от насыщенности языковой среды ребенка. Помочь сделать её таковой возможно, в том числе, при помощи хорошего детского аудио .
     Многие дети замечательно научились избирательно слушать, а следовательно, и слушаться, старших - и это достаточно серьёзная проблема для многих родителей.
     Мы предлагаем вам несколько простых советов, как научить своего ребенка внимать вашим просьбам, пожеланиям и указаниям:
    
    1. Станьте примером внимательного слушателя. Покажите ребенку, как вы умеете слушать мужа, друзей и, особенно, его самого. Больше слушайте, меньше говорите.

    2. Говорите уважительно. Дети почти всегда "отключают" своё внимание, если вы говорите с ними на повышенных тонах, критикуя, обвиняя, жалуясь или приказывая.

    3. Вначале привлеките внимание, а затем говорите. Поймайте внимание вашего ребёнка, убедитесь, что он на вас смотрит прежде, чем заговорить. Можно попросить: "Пожалуйста, взгляни на меня и послушай, что я скажу".

    4. Заранее предупредите о разговоре. Попробуйте установить временные границы: "Мне нужно поговорить с тобой через минуту. Пожалуйста, будь готов".

    5. Понизьте голос. Вместо того чтобы кричать - начните говорить более спокойно. Обычно такое поведение застает детей врасплох, и они проявляют интерес к дальнейшему разговору.

    6. Говорите коротко, ласково и конкретно. Вместо: "Немедленно займись уборкой", более четко сформулируйте свою просьбу - "Пожалуйста, убери кровать до того, как пойдешь гулять". Дети обычно более внимательны, если знают, что им не придется выслушивать целую лекцию.



Десять советов родителям


1. Принимайте ребенка таким, каков он есть.


2. Никогда не приказывайте из прихоти. Не надо бесцельных приказаний. Не вмешиваться в жизнь ребенка столь же опасно, как и вмешиваться постоянно.


3. Никогда не принимайте решения в одиночку. Золотое правило семейной жизни – диархия. Когда отец и мать противоречат друг другу – для ребенка это занимательное зрелище.


4. Сохраняйте доверие к тому, кто будет вам противоречить.


5. По части подарков – никаких излишеств. Мы разучились отказывать детям. Отказ приносит больше пользы, ибо учит отличить необходимое от излишества.


6. Во всём действуйте собственным примером. Добиваться от ребенка можно только того, что делаешь сам.


7. Говорите обо всем без боязни. Речь – золото, а молчание – свинец.


8. Объединяйтесь со своими близкими. Семья – это частная республика. Всё должно делаться сообща: мытьё посуды, покупки, уборка, выбор развлечений, маршруты поездок.


9. Держите дверь открытой. Рано или поздно вы не удержите детей, подростков, молодежь в доме. Никогда не рано учиться свободе.


10. Устранитесь в положенное время! Эта заповедь неизменно навевает грусть. Рано или поздно родители останутся в одиночестве. Ничего не поделаешь, любая родительская карьера предполагает эту жертву.



 
 http://www.eandriyanova.demschool.edusite.ru/p14aa1.html


Психофизиологические особенности младшего школьника.
Младший школьный возраст – период от 7 до 10 лет. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Эти качества уживаются в его поведении в противоречивых сочетаниях. Как любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать.
Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание необходимо направлять на выявление резервов развития младших школьников. Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности.
Возрастной интервал от 7 до 10 лет объединяет учащихся начальной школы. В это время скорость роста в длину резко падает по сравнению с предыдущим периодом. Если во время полоростового скачка ребенок вырастает в среднем на 5 см в год, то в возрасте 7 – 10 лет – лишь на 2 – 3 см в год. Обменные процессы достаточно стабильны. За сутки организм ребенка расходует от 1000 до 3000 кКал. На индивидуальных обменных процессах базируются рациональные нормы питания. Именно в этом возрасте начинает отчетливо проявляться избыточный вес, связанный с тем, что излишек потребляемой с пищей энергией не используется в обменных процессах, а откладывается в виде жира. Избыточное количество жира создает дополнительные трудности организму, особенно при движении, что отражается на состоянии сердечно – сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата: увеличивается вероятность нарушения осанки и появления плоскостопия, а также раннего диабета. Следует знать, что на возраст 8 – 9 лет приходятся важные преобразования пищеварительной системы. Нарушение режима питания, несоблюдение основных правил при выборе пищевых продуктов, их приготовлении приводят к  хроническим заболеваниям желудочно-кишечного тракта.
Если представить, какую нагрузку испытывает опорно-двигательный аппарат, когда необходимо детям удерживать «сидячую позу», то можно понять, почему наши дети непоседы. На возраст 7 – 9 лет приходится максимум игровой активности детей. Поэтому на переменах дети стремятся компенсировать вынужденную неподвижность на уроке, что обусловлено их физиологическими потребностями.
Сами дети предпочитают игры, развивающие ловкость и скоростно-силовые качества. У детей младшего школьного возраста не закончено формирование костей грудной клетки. Если ребенок не следит за положением своего тела, то это может привести к нарушению осанки. Цель проходит мимо, когда ребенок сидит, тяжело облокотившись на край стола, парты при письме, рисовании. Позвоночник очень чувствителен ко всем деформирующим воздействиям.
Задачи учителей и родителей:
·        следить за соразмерностью мебели
·        следить за весом ранца
·        наблюдать за осанкой детей
·        наблюдать за двигательной активностью
У младших школьников энергично крепнут мышцы и связки. Но крупные мышцы развиваются раньше, чем мелкие. Поэтому дети способны к более сильным, размашистым движениям (бег, прыжки, катание на коньках и т.д.), но трудно справляются с мелкими движениями, требующими точности.
Окостенение фаланг кисти руки заканчивается к 9 – 11 годам, а запястья – к 10 – 12 годам. Отсюда понятно, почему младший школьник с большим трудом справляется с письменными заданиями. У него быстро утомляется кисть руки, он не может писать очень быстро и чрезмерно длительно.
При выполнении графических заданий важно следить:
·        за правильным положением тетради
·        за положением ручки (учиться правильно держать ручку, рука не должна быть напряжена, пальцы должны быть чуть расслаблены)
·        важна не быстрота выполнения заданий и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения
·        за продолжительностью работы, норма 3 – 5 минут, затем отдых, переключение
Необходимо помнить:
·        не следует перегружать ребенка письменными заданиями (родители часто переусердствуют)
·        желание переписать плохо выполненное задание не улучшает результата, рука быстро утомляется, теряется работоспособность
·        следует уделять внимание общему развитию движений руки (лепка, вязание, мозаика, работа с ножницами, раскрашивание, штрихование – развитие мускульной памяти).
У младшего школьника интенсивно растет и хорошо снабжается кровью мышца сердца, поэтому оно сравнительно выносливо. Благодаря большому диаметру сонных артерий головной мозг получает достаточное количество крови, что является важным условием его работоспособности.
Вес головного мозга заметно увеличивается после 7 лет. Особенно увеличиваются лобные доли мозга, играющие большую роль в формировании высших и сложных функций психической деятельности человека. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения.
Торможение (основа сдерживания, самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению очень велика – отсюда непоседливость младших школьников. Сознательная и разумная дисциплина, систематичность требований взрослых являются необходимыми внешними условиями формирования у детей нормального соотношения процессов возбуждения и торможения. Вместе с тем к 7 годам их общий баланс соответствует новым школьным требованиям к дисциплине, усидчивости, выдержке.
Часто родители жалуются, что занятия – сплошное мучение, что дети очень невнимательны, не могут работать без отвлечений. Несовершенство внимания – естественная возрастная особенность младшего школьника.
У первоклассников – незрелость внимания. Невелик его объем. Ребенок может или слушать, приостанавливая работу, или наоборот. К 3-му классу механизмы внимания достигают зрелости, возрастает объем внимания, его устойчивость, прогрессирует распределение внимания, а развивается оно в процессе учебной деятельности, здесь важно влияние учителя.
У младших школьников развито непроизвольное внимание. Дети обращают внимание лишь на то, что им интересно, что привлекает яркостью и необычностью. Способность поддерживать внимание к абстрактным, отвлеченным вещам формируется к 9 – 10 годам. Это вы должны знать. Если хотите чему-либо научить ребенка, создайте ситуацию, в которой цель научения эмоционально значима для ребенка. Простейший вариант – похвала за старание выполнить задание взрослого или удивление, что все выполнено замечательно. Можно ввести элемент игры, соревновательность.
Часто родители замечают, что через 10 минут серьезного занятия ребенок переходит к двигательному беспокойству. Одними окриками и замечаниями отвлекаемость детей не одолеть. И если вы хотите чему-либо научить ребенка, необходимо создать ситуацию интересную, привлекательную.
Запомните важную мысль: внимание поддерживается интересом.
Формирование механизмов произвольного внимания сказывается на возможностях запоминания материала. В 9 -10 лет увеличивается объем памяти. На этом этапе обучения нужно приучить ребенка к самостоятельному творческому действию, соответствующему познавательным потребностям. 9-10-летние дети могут многое воспринять, многому научиться, овладеть навыками и знаниями, что предотвращает трудности дальнейшей учебы.
Подготовка к школе и успехи взаимосвязаны. Чем больше родители уделяют внимания детям, тем выше уровень их родительских притязаний: тем больше надежд, желания успеха, только успеха. Но, к сожалению, желания родителей не столь часто совпадают с возможностями детей. Очень горьким бывает разочарование, огорчение, растерянность, когда на малыша возлагали столько надежд, а он их не оправдал, и неудачи идут одна за другой. А причины этих неудач могут быть не в уровне интеллектуального развития, а в возрастных особенностях, в резервах его организма, в состоянии здоровья.
Поэтому первые неудачи ребенка, помноженные на непонимание и нетерпение взрослых, могут отбить у малыша желание учиться. Поэтому именно сейчас, в трудный адаптационный период, с вашей стороны должна быть поддержка и терпение. Не должно быть места раздражению, окрикам, выяснению отношений, наказанию, ведь это дополнительные стрессовые ситуации, это ребячья боль от непонимания и обиды.
Советы:
·        если вы хотите развить у ребенка те или иные качества, старайтесь относиться к нему так, словно они у него уже есть
·        пусть у вас никогда не опускаются руки, вы должны верить в своего ребенка
·        помните, что все дети при освоении новой деятельности проходят следующие стадии:
- не понимают, что от них хотят
- понимают, но не получается
- кое-что получается
- получается все лучше и лучше

Режим дня.
      Режим дня для детей – это распорядок чередования различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.
Правильная организация режима дня способствует нормальному росту и развитию детей, укрепляет их здоровье и в тоже время прививает им полезные привычки, навыки, содействует укреплению их воли, выработке определенного ритма деятельности.
Режим дня строится с учетом анатомо - физиологических особенностей и состояния здоровья и предусматривает определенную продолжительность различных видов деятельности, сна и отдыха, в том числе отдыха на открытом воздухе, регулярные приемы пищи, выполнение правил личной гигиены.
Неправильное чередование различных видов деятельности, сокращение продолжительности ночного сна, сокращение времени отдыха на свежем воздухе, нерациональное питание приводят к быстрой истощаемости центральной нервной системы детей, снижают работоспособность, что часто оказывается причиной плохой успеваемости ребенка. За соблюдением режима дня необходимо следить с раннего детства. Утренние часы – это часы наиболее высокой работоспособности организма, поэтому в режиме дня они отводятся на наиболее трудные виды деятельности.
Начиная с 7-летнего возраста, основным видом деятельности становятся учебные задания. Работы видных ученых показали, что учебные занятия в школе для учащихся 7-10 лет необходимо ограничить 4 уроками. Каждые 40 минут учебной работы чередуются с перерывом-отдыхом (что есть у нас в школе). Между учебными занятиями и приготовлением уроков предусматривается 2-3 часовой перерыв, значительную часть которого дети должны проводить на свежем воздухе.
 У учащихся младшего школьного возраста до 2-х с половиной часов (в течение всего дня) выделяется на самообслуживание (утренний и вечерний туалет, утренняя гимнастика, поддержание чистоты одежды и обуви) и на четырех-пятикратные приемы пищи.
 Последний прием пищи должен предусматриваться за час-полтора до сна. Ужин должен быть не позднее 19.00. Продолжительность его 30 минут, а после него и до сна – так называемое свободное время. Пусть этот час ребенок проведет, как ему хочется: займется игрушками, играет с другими детьми, но только не в шумные и подвижные игры. Совершенно исключается в вечернее время телевизор. И вообще дети младшего возраста должны смотреть передачи только те, которые соответствуют их возрасту. Они обычно идут под рубрикой «Экран – детям», и время их обычно не бывает после 18.30.
Спать нужно ложиться не позднее 21.00.
Следите за тем, чтобы перед сном ребенок почистил зубы, умылся, вымыл ноги. И не забудьте обязательно проветрить комнату.
 Глубочайший ночной сон, продолжительность которого определена для детей 7-летнего возраста 10 часами, является главным фактором, обеспечивающим работу центральной нервной системы и всего организма в целом.
Дети младшего школьного возраста нуждаются в более длительном, в частности дневном сне.
В каникулы и выходные дни, основные элементы режима дня должны оставаться такие же, как и в учебные дни – максимум времени используется для пребывания на свежем воздухе.
Режим дня (примерный вариант):
6.40 – подъем.
6.40 – 7.00 – самообслуживание, гимнастика, умывание, уборка постели.
7.00  – 7.20 – завтрак.
7.20 -7.30 – одевание, причесывание.
7.30 – 7.45  – дорога в школу.
8.00 – 12.30 (13.00) – занятия в школе.
13.00 – 14.30 – обед, отдых, помощь дома по хозяйству.
14.30 – 16.00 – игры на воздухе.
16.00 – 17.00 – приготовление уроков.
17.00 – 19.00 – свободные занятия (по выбору детей).
19.00 – ужин.
19.00 – 20.30 – свободное время.
20.30 – 21.00 – подготовка к сну (личная гигиена).

Возрастные особенности детей 9 – 10 лет

Физические
1. Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения, физические упражнения, игры.
2. Может пренебрегать своим внешним видом.

Предлагаем:
1. Использовать прогулки, поездки, экскурсии.
2. Обучать ребенка личной гигиене, уходу за своей одеждой, комнатой, приучать к пунктуальности.

Интеллектуальные
1. Нравится исследовать все, что незнакомо.
2. Понимает законы последовательности и последствия. Имеет хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния.
3. Хорошо мыслит и его понимание абстрактного растет.
4. Нравится делать коллекции. Собирает все, что угодно. Для него главное не качество, а количество.
5. «Золотой возраст памяти»

Предлагаем:
1. Обучение через исследование. Задавайте свои «почему?»
2. Идти дальше поверхностных фактов, излагать свои истории с событиями и именами, сочинять, творить, придумывать
3. Поставить вопросы, ответы на которые ребенок сможет найти самостоятельно. Указать, где можно найти информацию: в книге, в Интернете, по телевизору, спросить у старших и т.д.
4. Предложить делать коллекции.
5. Научить ребенка знать и любить  книги.

Эмоциональные
1. Резко выражает свои чувства. Сначала говорит, а потом думает.
2. Свободно выражает свои эмоции. Эмоционально быстро включается в споры.
3. Начинает развиваться чувство юмора. Желает рассказывать смешные истории.
4. Скрытые страхи. Ему хотелось бы выглядеть бесстрашным.

Предлагаем:
1. Учить самоконтролю: когда быть серьезным и спокойным, а когда быть веселым.
2. Учить терпимости и самоконтролю. Рассматривать все факты до принятия решения. Учить уважать права и чувства других людей.
3. Научить смеяться над собой. Не произносить тех шуток, которые будут оскорблять других людей.
4. Учить свободе от страха. Вместе решать конкретные проблемы.

Социальные
Ребенок начинает быть самостоятельным. Приспосабливается к обществу вне семейного круга. Ищет группу ровесников того же пола, т.к. для девочек мальчики «слишком шумны и буйны», а для мальчиков девочки «слишком глупы».
Предлагаем:
Учить дружелюбию. Поощрять ребёнка не занимать позиции «я свят для тебя», не изолировать себя от сверстников. Помогать сопереживать другим людям.

Духовные
1. Ребенок ищет героев, выбирая тех людей, которых он видит, о которых читает, восхищается теми, кто делает то, что он хотел бы сделать. Желает понравиться выбранным им авторитетам.
2. Нравятся захватывающие рассказы.

Предлагаем:
Избрание положительных героев из литературы. Познакомить с героями настоящего времени.

Психосексуальные
Этот возраст считается идеальным для обучения. Сексуальные игры и мастурбация могут иметь место и в этой фазе психосексуального развития, но при правильном педагогическом и родительском руководстве прекращаются, превращаясь в процесс учебы и изучения природного и социального окружения. Более глубоким становиться интерес к интимности и всему, что связано с этим понятием. Дети начинают беспокоиться, насколько их внешность отвечает эталонам в их ближайшем окружении.
Предлагаем:
В вопросах пола с детьми нужно быть правдивыми и объективными, разговор следует вести так, чтобы его содержание отвечало действительности и законам природы. Если предоставлять ребенку недостоверную информацию на его вопросы полового характера, он разувериться во взрослых, не будет им доверять и станет относиться как к обманщикам.




 
« Быть готовым к школе уже сегодня –
 не значит уметь читать, писать и считать. 
 Быть готовым к школе- значит, быть готовым всему этому научиться». 
 Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. 

Первоклассник в семье: спокойствие, только спокойствие! Каждый год первого сентября в жизни тысяч детей происходит событие, кардинально меняющее весь их жизненный уклад. Они становятся первоклассниками. Как утверждают психологи, по своей важности это событие в жизни человека превосходит многие другие. И действительно: в жизни семилетнего человека меняется буквально все. Он больше не может просыпаться, гулять и играть, когда ему хочется. Любимое детское "хочу" в считанные дни вытесняют "надо" и "ты должен". В школе его окружают новые лица. Он видит одноклассников, учителей, учеников старших классов, а ведь раньше, в детском саду или другом детском учреждении он изо дня в день общался только со сверстниками. Появляется и такая вещь, как соперничество. Ребенок думает: "Моему соседу по парте поставили красный флажок, значит, он – хороший, а у меня такого флажка нет, значит, я плохой". Бывает, что уже через несколько недель после начала занятий первоклассник чувствует себя полностью растерянным. Ему трудно привыкнуть к атмосфере постоянной требовательности и контроля, он начинает морально уставать и пытается изобрести любую причину, лишь бы не ходить в школу. Содержание родительских жалоб спустя месяц после начала учебы обычно сводится к тому, что ребенок не хочет читать, не слушает на уроке учителя, неряшливо пишет, спешит побыстрее отделаться от заданий, одним словом, нисколько не старается учиться хорошо. Способны ли мама и папа помочь любимому чаду справиться с нагрузкой в первые месяцы школьной жизни? Попробуем разобраться.
 Готов ли ваш ребенок к школе?  Чтобы понять это, стоит прислушаться к мнению детских психологов, которые выделяют несколько основных критериев готовности детей к школьному обучению. Один из первоочередных критериев – физическая готовность ребенка, и это не случайно, так как обучение в школе – действительно большая нагрузка. Чтобы понять, насколько ваш малыш здоров, и сможет ли он выдержать все, что его ожидает в первом классе, стоит проконсультироваться с детскими врачами. И, если у вашего ребенка обнаружатся серьезные проблемы со здоровьем, то лучше воспользоваться специальными формами обучения. Интеллектуальная готовность к обучению в школе состоит из того багажа знаний и наличия специальных умений и навыков, которые ваш ребенок сумел приобрести к первому классу. Речь идет об умении ребенка обобщать, сравнивать, классифицировать и т. п. Многие родители считают, что, если их ребенок к началу учебы в школе умеет читать и писать, это уже свидетельствует об его готовности к обучению. Но это не совсем так, потому что для процесса обучения намного важнее уметь грамотно пересказать текст, а также рассуждать и мыслить логически. Оценивая эти навыки вашего ребенка, будьте объективны: не старайтесь преувеличить возможности ребенка, но точно так же не отчаивайтесь, преуменьшив их. Очень важна социальная готовность ребенка к обучению, которая выражается в потребности общения с другими детьми, в настрое ребенка на работу и на сотрудничество с детьми и с учителем. Вы только представьте: ваш ребенок пришел в школу, и первое, что ему придется сделать, это установить взаимоотношения с другими детьми. Он должен суметь вписаться в детский коллектив, а для этого нужно научить его общаться, дружить, причем, вполне вероятно, что ему придется не только уступать, но и защищаться. Родители часто огорчены тем, что ребенок вовсе не стремится в школу, а ведь мотивационная готовность – это очень важно. Как определить наличие достаточной мотивации у вашего ребенка? Если ребенка школа привлекает не внешней атрибутикой: учебники, портфель, тетради, новый ранец и красивая форма, а возможностью узнать что-то новое, научиться тому, чего он еще не знает, а, к примеру, умеет старший брат или сестра, то мотивационная готовность у ребенка имеется. В этом плане, безусловно, наличие старших детей-школьников в семье, играет большую роль, так как, наблюдая за учебой старших, малыши тоже стремятся приобщиться к школьной жизни. Им нравятся и учебные принадлежности, и то, с каким вниманием родители относятся к организации места для приготовления уроков, и отношение папы и мамы к школьным обязанностям учеников. Если ваш ребенок полностью готов к школе, то вас можно поздравить. Правда, это совсем не означает, что школьная жизнь малыша обойдется без трудностей и препятствий, но преодолеть их будет легче, да и вы сможете всегда быть рядом и помогать ему. Но если вдруг вы обнаружили, что многое упустили, то не впадайте в панику. Некоторые родители в такой ситуации пытаются наверстать упущенное за оставшееся до занятий время. Они нанимают репетиторов, обращаются к услугам расплодившихся в последнее время странных фирм, обещающих гарантированно подготовить детей к школе. И в результате накануне первого сентября ребенок получает такой мощный поток информации, который не может удержать в голове, ему не по силам переварить и закрепить полученные навыки. Кроме того, такая массированная подготовка – это чересчур большая психологическая нагрузка. А еще подумайте о том, что после такого вот массированного давления ваш ребенок может решить, что все 10 лет его будут так же мучить. Несложно представить, с каким отвращением и нежеланием он отправится в школу, да и надежд на то, что эти чувства у него быстро пройдут, совсем немного. Что же делать родителям, которые понимают, что ребенок к школе не готов? Для начала постараться не беспокоиться больше, чем следует. Ваш малыш с самого рождения получает сведения о жизни в семье, в детском учреждении, из окружающей обстановки. И к началу школьного обучения этих сведений вполне достаточно. Если ребенок посещал детское учреждение, значит, педагоги обучили его всему, что требуется знать и уметь к школе: как правило, эти дети умеют считать до десяти, знают буквы, читают по слогам и даже могут в какой-то мере продемонстрировать логическое мышление. Со своей стороны вы поможете ребенку, если не будете отгораживать его от окружающей жизни, а, напротив, подробно (естественно, с учетом возраста) ответите на все его вопросы, и не будете жалеть время на общение. Важно научить ребенка последовательно и спокойно рассказывать о своих делах и заботах, а также выделять главное и второстепенное и самому при помощи логических умозаключений находить ответы на многие собственные вопросы. То есть, очень важно научить ребенка ориентироваться в ситуации, думать и излагать свои мысли. 
 Завышенные требования Одна из самых распространенных родительских ошибок – жесткая ориентация ребенка на отличную учебу. Стремление сделать из своего сына или дочери отличника вполне понятно. Но, к сожалению, нередко заставляет ребенка думать, что учиться стоит не ради узнавания нового, а ради "пятерок" и чтобы не огорчать папу с мамой. Не принуждайте ребенка писать четыре строчки вместо заданных двух в надежде, что это улучшит его почерк. Дети и сами расстраиваются, когда у них что-то не получается, и всегда чувствуют нервозное состояние родителей. В конце концов, такое напряжение может перейти в чувство собственной неполноценности и ощущения страха. Рано или поздно такой ребенок окончательно потеряет всякий интерес к учебе. Лучше попытайтесь объяснить сыну или дочери, чем отличается образованный человек от необразованного. Расскажите, к примеру, о том, как учились вы сами и что это вам дало. Попробуйте вспомнить какие-нибудь интересные истории из своей школьной жизни, чтобы расположить ребенка к школе. Возможно, это поможет ему понять, что получение знаний – процесс хотя и нелегкий, но полезный и увлекательный. 
 Обойдемся без сравнений Попытайтесь извлечь из глубин памяти свои детские годы. Скорее всего, вы вспомните, что ничто не огорчало вас сильнее, чем сравнение – не в вашу пользу – с другими детьми. "Посмотри на Диму (Иру, Сережу), какой у него (у нее) ровный почерк, как он (она) быстро считает в уме, какие книжки читает. Ты так не умеешь!" Какую реакцию вызывали подобные рассуждения у вас? Злобу? Обиду? Так стоит ли повторять этот путь по отношению к собственному чаду? Постоянно сравнивать ребенка с другими детьми не просто неэффективно. Это ущемляет самолюбие и порождает агрессию. Сравнивать ребенка можно только с ним самим: раньше не умел, а теперь – умеешь, вчера не знал – сегодня знаешь.
Не забывайте о похвале Кто из родителей не одобрял радостной улыбкой первые шаги малыша, произнесенные им слова? Не забывайте об этом чудодейственном средстве – похвале – и тогда, когда ваш ребенок стал первоклассником. Пусть палочки в прописи у него не такие ровные, как вам хотелось бы, пусть он ленится лишний раз прочесть страницу букваря. Находите повод поощрить ребенка даже за малейший успех. Известный психолог Владимир Леви в своей книге "Нестандартный ребенок" отмечает: "Если вы хотите научить своего ребенка сидеть не горбясь, решать задачи, работать, не бояться, не унывать, - начинайте всегда с похвалы. Даже если ничего не получается, сначала хвалите, усердно и щедро, не боясь перехвалить, за малейшие попытки достигнуть желаемого, за попытку к попытке!". Он, в частности, рекомендует использовать такие фразы, как "Ты это сможешь!", "Ты это почти можешь!", "Ты стал сильнее, смелее, умнее...". 
Распорядок дня "Живет, как по расписанию", - говорят иногда про кого-то. Это утверждение должно стать жизненным правилом для вас и вашего любимого первоклассника. Грамотно составленный распорядок дня заметно облегчит жизнь вашему сыну или дочери в первые месяцы учебы. Например, специалисты рекомендуют укладывать ребенка в постель и будить его в одно и то же время, помня при этом, что в семилетнем возрасте лучше всего спать не меньше 11 часов. Пусть, проснувшись утром, ребенок увидит вашу улыбку. Приготовьте ему завтрак, попейте с ним чаю, вспомните вместе, какие уроки ему сегодня предстоят, поговорите о том, чем он будет заниматься на уроке труда и какие песни петь вместе с классом на уроке музыки. Обсудите, что он будет делать после занятий. По окончании уроков ребенок должен пообедать и заняться любимым делом. Лучшим временем для выполнения домашних заданий педагоги считают 15-16 часов. При этом через каждые 30 минут необходимо делать небольшой перерыв. Следите также за тем, чтобы ваше чадо проводило на свежем воздухе от двух с половиной до трех часов в день. А вот общение с телевизором и компьютером лучше постараться свести к минимуму. 
Учитель как союзник "Ум – хорошо, а два - лучше", - гласит народная мудрость. Вспомните об этом, когда будете забирать ребенка из школы. Не стесняйтесь подойти лишний раз к учителю и поинтересоваться его мнением о вашем чаде, его успехах и неудачах. Педагог способен объективнее, чем родители, оценить продвижение ребенка по дороге знаний. Он даст вам несколько конкретных советов, которые помогут вам более результативно и конструктивно общаться с сыном или дочерью. Учитель не меньше вашего заинтересован в том, чтобы ребенок успевал по всем предметам и не испытывал трудностей в контакте с другими детьми. И, наконец, главное. Постарайтесь создать дома такую атмосферу, чтобы ваш первоклассник не боялся возвращаться из школы, если получил плохую отметку. Пусть ребенок будет уверен в вашей любви и доверии к нему. И тогда слез в вашем доме будет меньше, а радости и удач – больше. 
 Нежелание идти в школу Время от времени оно посещает школьника любого возраста. От скуки, разочарования и апатии не застрахован никто, даже одарённый, старательный, исполнительный и любознательный ребенок. И вы можете услышать от своего ребёнка: «Не пойду я больше в эту школу...» Стоит ли немедленно начать бить тревогу? А. Прихожан предлагает отделить обычное нежелание заниматься будничными делами (оно возникает время от времени у любого человека) от действительно опасного. Обычное нежелание - снижается первоначальный интерес к школе и занятиям, может время от времени жаловаться, что учиться надоело (особенно к концу недели и четверти), но активен в своих любимых занятиях, радуется, когда не надо делать домашние задания, время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки, иногда недоволен учителем, полученными оценками. Опасное нежелание - полное отсутствие интереса к учебе, ничто не интересно, безразличен ко всему, даже играм, если они требуют хоть какого-то напряжения, делает уроки только из-под палки, постоянное нежелание учиться, ходить в школу, выражается это активными протестами либо болезненными симптомами (кашель, насморк, рвота), притом симптомы исчезают, если разрешают остаться дома, возможна простая симуляция, очень боится или не любит учителя, постоянно испытывает страх получить плохую отметку. Значит, беспокоиться нужно, если нежелание учиться постоянное, устойчивое, выражается в активном или пассивном протесте. Особенно серьезно нужно подойти к случаям, когда у ребенка появляются невротические реакции. Например, без видимых причин постоянно повышена температура. Или постоянный упадок сил у физически здорового малыша. Или раньше ребенок был уравновешенным, а теперь у него резко и часто меняется настроение, стал нервозным, непредсказуемым. В таких случаях может понадобиться помощь психотерапевта. Но чаще помочь могут сами родители. Это не значит, что надо усилить контроль и водить в школу за руку. Постарайтесь спокойно разобраться в причинах состояния ребенка. 
 Рекомендации Родителям надо больше внимания уделять организации досуга детей, поскольку ввиду занятости родителей дети часто предоставлены самим себе, и заполнение свободного времени осуществляется с помощью компьютерных игр, большинство из которых агрессивны. Родителям необходимо объяснить ребенку, что компьютерные игры способствуют развитию быстроты мышления и принятия решений, а так же развивают моторику рук, но могут оказывать негативное влияние на морально-этическое развитие личности ребенка, у которого может сформироваться представление, что агрессия-жестокость по отношению к другим общепринятый способ общения во взрослом мире. Родителям желательно: • участвовать в подборе игр; • объяснять детям о недопустимости агрессивного поведения в реальной жизни, о возможных последствиях такого поведения не только для объекта агрессии, но и для субъекта агрессии. Родителям также необходимо развивать самосознание детей, умение планировать действия и принимать собственное решение. 


Памятки родителям

Что надо делать родителям, чтобы помочь ребенку, поступившему в 1 класс, и чего делать нельзя
Делайте!
1. Радуйтесь Вашему ребенку, принимайте его таким, какой он есть.
2. Будьте терпеливы.
3. Чаще хвалите Вашего ребенка. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний и сами верьте, что Ваш ребенок может всё, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите искренне словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.
4. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. Отвечайте на каждый вопрос ребенка, тогда его познавательный интерес не иссякнет.
5. Старайтесь проявлять интерес к тому, что нравиться делать ребенку.
6. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами Вашего ребенка. Видеть мир глазами другого – основа для взаимопонимания.
7. Почаще говорите с ребенком. Развитие речи – залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) – пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что Вам это действительно интересно.
8. Научите ребенка делиться своими проблемами. Для этого – обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми, но не допытывайтесь; искренне интересуйтесь его мнением.
9. Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель – Ваш первый союзник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет. Замечания о работе учителя не стоит делать в присутствии детей.
10. Каждый день интересуйтесь учебными успехами ребенка. Спрашивайте: «Что ты сегодня узнал нового?», а не «Какую сегодня получил оценку?». Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей сына или дочь.
11. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка.
12. Регулярно контролируйте выполнение домашнего задания и оказывайте, если можете, разумную помощь в его выполнении. Содержательная помощь (решение с ребенком задач и т.п.) нежелательна. Основная функция - помочь обнаружить и зафиксировать трудность в тетради для того, чтобы обсудить ее на следующий день на уроке. Не изматывайте детей, не читайте им морали. Главное – возбудить интерес к учению.
13. Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребенка не на бездумный пересказ текстов, а на то, чтобы он умел доказывать правильность выполнения задания, приводить свои примеры. Чаще спрашивайте: «Почему? Докажи. А можно ли по-другому?».
14. Дома нельзя дублировать школу, родитель не должен становиться учителем. Основная функция - эмоциональная поддержка, предоставление детям максимально возможной самостоятельности в организации своих действий по выполнению школьных правил.
15. Старайтесь, чтобы ребенок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, школе.
16. Старайтесь выслушивать рассказы ребенка о себе, товарищах, школе до конца.
17. Старайтесь посещать все занятия и собрания для родителей. По возможности оказывайте посильную помощь учителю.

Не делайте!
1. Не перебивайте ребенка.
2. Не принуждайте делать то, к чему он не готов.
3. Не критикуйте вашего ребенка в присутствии других детей.
4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
5. Не используйте формулу «опять ты НЕ…» (Это верный способ выращивания неудачника).
6. Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: «Смотри, не балуйся», «Веди себя хорошо», «Чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.
7. Не употребляйте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
8. В общении с ребенком не стоит использовать условия: «Если ты сделаешь, то…». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
9. Не стоит чрезмерно беспокоиться по поводу каждой перемены в ребенке, небольшого продвижения вперед или назад.
10. Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов и впечатлений.
11. Не стройте Ваши взаимоотношения с ребенком на запретах. Согласитесь, что они не всегда разумны. Объясняйте ребенку причины, доводы Ваших требований. Если возможно, предложите альтернативу. Уважение к ребенку сейчас – фундамент уважительного отношения к Вам в настоящем и будущем.

 Некоторые рекомендации по организации режима дня.
1. Будите ребенка спокойно; проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже, если вчера предупреждали.
2. Не торопите, умение рассчитать время – ваша задача, а если это вам плохо удается, то вины ребенка в этом нет.
3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака: до школьного завтрака ему придется много поработать.
4. После школы не торопите садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов. Занятия вечерами бесполезны, завтра придется все начинать сначала.
5. Не заставляйте делать все уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки».
6. За время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность работать самому, ну уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится»), похвала необходимы. Не акцентируйте внимания на оценках.
7. Учтите, что даже «совсем большие дети» (мы часто говорим «Ты уже большой» 7-8 летнему ребенку) очень любят сказки перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную.

«Я ничего не успеваю!
Почему восторженный первоклассник с сияющими глазами спустя некоторое время превращается в бледного, сутулого школьника? Спросите ученика любого класса, что для него самое сложное в учебе? «Не хватает времени», - ответит большинство. Каждый день на протяжении десяти-двенадцати лет ребенок находится в тяжелейшей ситуации: он ничего не успевает! Психологи называют это «стрессом ограничения времени». Именно этот стресс становится причиной многих нарушений здоровья, в том числе очень распространенных сейчас детских неврозов. Причина его появления - перегруженность.
Огромный объем информации, который обрушивается на маленькие головы, и нерациональная организация учебного процесса. Рабочий день школьника вместе с приготовлением домашнего задания длится 10-12 часов, а у старшеклассников - по 14-15. Не каждый молодой, растущий организм справится с такой нагрузкой.


Как понять, что ребенок перегружен?
-          ребенок худеет;
-         часто жалуется на плохое самочувствие;
-         у него синяки под глазами;
-         беспокойно спит и плохо ест;
-       могут появиться навязчивые движения: подергивание мышц лица, нервные     покашливания;
-         ребенок грызет ногти;
-          появляются запинки в речи, заикание;
-         пропадает интерес к знаниям, любовь к школе и учителям.


Когда ребенку обидно
-         обидно, когда все беды валят на тебя;
-       обидно, когда успехи твои остаются незамеченными или приписываются      другим;
-          обидно, когда тебе не доверяют;
-          обидно, когда другому, а не тебе, поручают то, что ты можешь сделать хорошо;
-          обидно, когда о тебе попросту забыли за своими заботами;
-       обидно, когда тебя в чем-нибудь подозревают, а ты не имеешь возможности     оправдаться;
-         обидно и многое другое, о чем не вспомнили.

Навыки первоклассника
К моменту поступления в школу, дети должны уметь самостоятельно:
-       мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;
-         умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;
-         причёсываться (своей расчёской);
-         мыть ноги перед сном тёплой водой;
-         утром и вечером чистить зубы;
-         при приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу;
-         пользоваться носовым платком;
-         быстро одеться, раздеться, убрать постель;
-         содержать в чистоте и порядке игрушки и книги;
-         содержать в чистоте и порядке одежду и обувь ;
-         при входе в помещение вытирать обувь;
-          переодеваться в домашнюю одежду и обувь;
-          при необходимости своевременно обращаться за медицинской
-         помощью.

 Десять заповедей для мамы и папы будущего первоклассника.

1. Начинайте "забывать, что ваш ребёнок маленький.
2. Определите общие интересы.
3. Приобщайте ребёнка к экономическим интересам семьи.
4. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребёнка, особенно в присутствии посторонних.
5. Научите ребёнка делиться своими проблемами.
6. Чаще разговаривайте с ребёнком.
7. Отвечайте на каждый вопрос.
8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами ребёнка.
9. Не стройте ваши взаимоотношения с ребёнком на запретах.
10. Чаще хвалите, восхищайтесь ребёнком.
И еще одна заповедь. Старайтесь оградить ребенка от общества курящих людей. Если это невозможно, уговорите курящих бросить курить , в противном случае сведите к минимуму время нахождения Вашего ребенка в таком окружении.

Постарайтесь избегать в общении с детьми следующих фраз:
-     «Я тебе тысячу раз говорил (а), что...»,
-     «Сколько раз тебе повторять...»,
-     «Ты стал (а) таким... (невнимательным, равнодушным, грубым, скучным и т.д.)»,
-     «Все люди (такие-то, так-то себя ведут...), а ты...»,
-     «О чем ты только думаешь?..»,
-     «Неужели трудно запомнить, что?..»,
-     «Неужели тебе непонятно, что?..»
-     И как можно чаще произносите: «Ты у меня самый(ая)... (умный, красивый, сильный, внимательный).
-     Создать семью просто, гораздо больших сил, затрат и умений требуется, чтобы сохранить ее. Очень важно за бытовыми проблемами и суетой повседневной жизни не растерять любовь, нежность и теплоту.

Комментариев нет:

Отправить комментарий